Методические рекомендации

Методические рекомендации
Учебное пособие "Веселая азбука"

   В настоящее время значение образования очень высоко. Человечество оставило позади век промышленности и вступило в век информации и  конечно, уровень знаний, которые дает ребенку современная система образования, должен  соответствовать требованиям нового экономического мира?
   Перемены, произошедшие в России за последнее десятилетие, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования. Если раньше приоритетной целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые вырабатывало человечество» («Большая советская энциклопедия», С.320-321), то в новых условиях на первый планы выходит личность ученика, его способность к «самоопределению и самореализации»  (ФЗ РФ «Об образовании»).
   Из сказанного выше вытекает следующий вывод: ситуация, сложившаяся в российском образовании, ставит задачу по смене парадигмы образования – с формирующей на развивающую. Закон РФ «Об образовании» предписывает в обучении ориентироваться на обеспечение самоопределения.
   В настоящее время есть то, что объединяет все имеющиеся теории развивающего обучения – это понятие деятельности.
   Переход к новым образовательным технологиям не может быть реализован без четкого и внятного ответа на вопрос: «Как учить?»». Учитель должен получить конкретный и понятный алгоритм своей деятельности по подготовке уроков, который не нарушал бы его личного практического опыта, вписался в уже имеющиеся у него знания о том, что хорошо для детей, что помогает ребенку стать успешным и счастливым в будущем.
   С другой стороны учебная деятельность должна включать в себя имеющиеся в педагогике и психологии знания об общих закономерностях эффективного развития детей.
    Уроки литературного чтения могут и должны удивлять детей, вводя их мир познания, такой же увлекательный, как детские забавы, и такой же волшебный, как чудо - сказки.
   От каждого учителя требуется, прежде всего, личная ответственность, отказ от шаблонных форм и методов работы, умение свободно, строить учебно-воспитательный процесс.
   Повышение познавательной активности младших школьников и качества обучения на уроках литературного чтения возможно за счет внедрения информационных технологий.
   Одним из ярких компонентов Среды, в которой растет современный ребенок, являются так называемые масс-медиа – это средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кинематограф, компьютерные системы мультимедиа). Младшие школьники, в силу своих возрастных особенностей, большее предпочтение отдают тем медиа, которые носят наглядно-образный характер. Красочные рисунки, фотографии, звукозаписи привлекают внимание детей, повышают интерес к изучению предмета.
  В соответствии с актуальностью вышеизложенной проблемы и практической необходимостью нами разработаны (и реализуются) учебное пособие «Веселая Азбука» и методические рекомендации по его применению.
  
   Целью предлагаемого пособия является  обеспечение условий для активизации познавательной деятельности первоклассников  на уроках литературного чтения при изучении букв и звуков через использование информационных компьютерных технологий.
  
В соответствии с целью были поставлены и реализованы следующие задачи:

• Формирование не только слогового чтения, но и чтения целыми словами.
• Включение разнообразных приемов и видов деятельности, сочетающих познавательные и игровые формы деятельности.
• Побуждение детей к самостоятельной, познавательной деятельности.
• Создание развивающей образовательной среды, способствующей самораскрытию и самореализации каждого ребенка на основе использования информационных технологий.
• Способствование формированию положительной мотивации к учебной деятельности.
• Помощь детям в собственной самореализации, выявлении способностей и склонностей.

   «Веселая Азбука» - это систематизированный материал к предмету литературного чтения букварного периода, который включают в себя серию стихотворений, поговорок, загадок, ребусов, задач и упражнений для каждого этапа урока.
   Данные виды заданий учат говорить детей ярко, образно, просто, обогащают память детей, расширяют кругозор.
   Игровой, занимательный, развивающий материал, подобранный на каждую букву алфавита, поможет сделать творческими и радостными первые уроки словесности.
   В комплексе это наглядное пособие в электронном виде облегчает работу учителя в поиске материала и его обработке. Оно может быть внедрено как на уроках литературного чтения, русского языка так и во внеклассной и внеурочной деятельности.
   Предлагаемый материал можно использовать в интеллектуальных играх по русскому языку и литературе: «КВН», урок-игра «Занимательный русский язык», викторины, литературный праздник «Прощание с Азбукой».
  В помощь учителю нами также разработаны примерная структура урока и его структурные элементы (табл. 1), которые он может применять в своей педагогической деятельности.